История колледжа

О колледже


История медицинского колледжа г.Балхаш началась в 1952 году, когда по решению Министерства здавоохранения РК и по указанию областного отдела здравоохранения в связи с недостатком средних медицинских кадров в городе Балхаш, молодом городе металлургов, была открыта медицинская школа.

Директором школы была назначена врач Максунова М.А. своего помещения школа не имела, приходилось площадь арендовать сначала в СШ №1 имени Горького, которая тогда находилась в здании нынешнего акимата. Арендовали две классные комнаты, затем еще две. Приходилось менять места аренды, пока в 1955 году школа не получила собственное здание барачного типа на метрогородке (так назывался временный микрорайон молодого города, выстроенной первопроходцами г.Балхаш).

Первый набор составил 30 человек. Многие из них обучались без отрыва от производства. Штатных преподавателей не было, обучение вели совместители. Срок обучения 10 месяцев.

В 1953 году школа преобразована в училище со сроком обучения 2 года. В 1953 году был сделан второй набор в количестве 60 человек по специальности: «Медицинская сестра». Директором назначен Авербух Я.И.

В 1956 году открыто «Фельдшерское отделение». Появились три штатных преподавателя (Черных С.А., Черняго Л.Ф, Мягкова Н.Ф.). Первой заведующей была врач – патологоанатом Кривенко С.А. Филиал просуществовал до 1968 года. Почти 20 лет Балхашское медицинское училище ютилось в помещении барачного типа с печным отоплением. Приходилось обогреваться углем, чистота поддерживалась самими учащимися. Дежурные в конце занятий мыли полы, вытирали пыль. Не было актового и спортивного залов. Приходилось арендовать зал во дворце строителей для проведения праздничных мероприятий. Уроки физвоспитания проводились в арендованных залах стадиона «Металлург».

Несмотря на неудобства и трудности, которые переживало учебное заведение, учащиеся упорно учились, овладевали профессией, и здравоохранение города получало хорошее пополнение среднего медицинского звена. В основном выпускники распределялись в сельские больницы, укомплектовывались в районы области. Администрация училища получала хорошие отзывы о своих выпускниках.

Материальная база училища год от года укреплялась, росло количество штатных преподавателей. Коллектив испытывал потребность в расширении учебной площади, и при помощи усилий городской власти, активного подвижничества бывшего директора Селюковой Т.П., которая пришла в 1963 г. на смену Авербуху Я.И., училище получило новое типовое двухэтажное здание

Коллектив училища с большой любовью и энтузиазмом обустраивал новое здание.

В течение 1 – 2 лет удалось настолько эстетически благоустроить учебный корпус, что от руководства горкома партии, руководителей других учебных заведений в адрес училища шли благодарственные отзывы.

Возглавляла художественный совет, занимавшийся эстетическим оформлением училища, зам. директора по учебно – воспитательной работе Аршинова А.Н. Оказывала большую помощь в работе преподавателям и председателям ЦМК.За 1 полугодие 1980-1981 уч.года является победителем среди администрации училища и награждена значком «Отличник здравоохранения» Шло неуклонное становление учебного заведения. В штат пришли врачи практического здравоохранения, опытные педагоги.

В 1980 году училище стало одним из лучших в Казахстане. В этом году контингент учащихся достиг 650 человек, штат преподавателей вырос до 22 человек. В этот период в училище работали врачи – хирурги Гуреева К.П., акушеры – гинекологи – Бухаринова В.В. и Колесникова Н.С., терапевт – Абылханова Е.К., провизор – Розенберг С.К., педагоги – Мусина М.А., Чернова Р.В., Бестужева С.Л., Синдеев Н.Д., Исмайлова Э.И., Бейсембаева А.К. и др.

В практику училища прочно вошла кабинетная система преподавания. Каждый зав. кабинетом, а их к этому периоду уже было 16, все делали для того, чтобы кабинет соответствовал современным требованиям для получения глубоких знаний. Лучшими кабинетами в смотре – конкурсе в этот период были кабинеты истории (зав. каб. Синдеев Н.Д.) и химико – физическая лаборатория (зав. каб. Мусина М.А.).

Любая проверка начиналась с посещения уроков общественных дисциплин. И преподаватель Синдеев Н.Д. всегда был на высоте. Уроки его были яркими, запоминающимися, всегда достигали высокой цели, и в этом ему помогало прекрасное техническое оснащение кабинета, в котором все было механизировано, приведено в систему, и преподаватель без потери времени мог демонстрировать фрагменты из кинофильмов, исторические документы, музыкально сопровождать уроки.

В 1981 году в эксплуатацию было пущено пятиэтажное благоустроенное общежитие секционного типа на 360 мест с теплым зимним переходом в учебный корпус. До этого студенты жили в арендованных общежитиях, неблагоустроенных бараках, на квартирах. В общежитии силами воспитателя, классных руководителей, учащихся, проживающих в общежитии, руководителей различных кружков проводится интересная воспитательная работа.

Благоустроена территория вокруг учебного корпуса и общежития: участок озеленен, разбиты клумбы, проложен асфальт. В летнее время это всегда был прекрасный оазис, где можно было отдохнуть в тени, спрятаться от зноя. Учащиеся бережно относились к своему участку, следили за поливом деревьев и кустарников, высаживали цветы, подбеливали фасад здания и газоны.

В том же, 1981 году, на смену Селюковой Т.П., которая ушла на заслуженный отдых, директором училища был назначен Нурбеков А.Н., наш штатный преподаватель гигиены и эпидемиологии, санитарный врач, который к этому году уже имел опыт преподавания и управления, так как в стенах училища в разные годы работал преподавателем, классным руководителем, председателем профкома, заведующим практического обучения.

С приходом нового директора оживилась работа училища. Аманжол Нурбекович охотно откликался на все общегородские мероприятия, старался вовлечь коллектив в активную общественную жизнь. При его руководстве проведено несколько республиканских совещаний – семинаров для директоров медучилищ Казахстана. Училища становится базой передового опыта. В течение многих лет на базе нашего училища проводятся открытые методсоветы для медицинских колледжей Карагандинского куста (в него входили Балхашское, Карагандинское, Темиртауское, Кокчетавское медучилища). Все эти мероприятия требовали напряженного труда и большой подготовки. Прочно вошли в практику смотры – конкурсы среди выше названных училищ между учащимися на тему «Лучшая по профессии». Команды нашего училища всегда занимали первое место, что свидетельствовало о хорошей подготовке наших студентов и было предметом гордости коллектива.

По инициативе Управления учебных заведений и кадров в течение многих лет в бывшем Союзе проводились конкурсы сочинений по общественно – политической тематике среди студенческой молодежи. Наши учащиеся ежегодно участвовали в этих конкурсах. Выбранные ими темы носили исследовательской характер, требовали глубоких знаний по теме, необходимость изучения большого количества архивных документов. Дважды наши учащиеся были в призерах, проводя колоссальную исследовательскую работу по истории города и комбината. Руководителем этих работ был преподаватель истории и обществоведения Синдеев Н.Д.

Большое значение по внеурочное время придавалось кружковой и секционно – спортивный работе. В кружках ребята углубляли свои знания, целенаправленно использовали свой досуг. Работали кружки «Ровесник», «Клуб молодой семьи», «Мастерица», «Подружка», «Клуб выходного дня», «Юный медик» и предметные кружки математики, биологии, химии, анатомии и др. По рекомендации «Общества Красного Креста и Полумесяца» наши учащиеся шефствовали над одинокими пожилыми людьми, покупали им продукты, проводили уборку жилья. Шефствовали над грудничковым отделением Детской больницы, помогали нянечкам выносить детей на прогулку, пеленать, одевать их.

На занятиях кружка пулевой стрельбы Предметный кружок по химии

Грудничковое отделение Предметный кружок по хирургии Первым из медицинских училищ Казахстана наше училище было компьютеризировано. Азам работы с компьютерами учила наших учащихся и преподавателей штатный преподаватель физики и химии мусина М.А.. наш молодой директор Нурбеков А.Н. много усилий приложил для осуществления своей мечты – компьютеризировать отдельные участки училища. Компьютеры прочно входят в жизнь училища. За опытом по компьютеризации в наше училище потянулись директора и преподаватели других училищ Казахстана. И в 1992 году на базе компьютерного кабинета под руководством Мусиной М.А. был проведен «Семинар для директоров и завучей медицинских училищ Казахстана».

С использованием компьютеров стали проходить уроки в уилище. Чаще всего компьютеры использовались преподавателями при опросе, а позже стали использоваться для приема и сдачи экзаменов.

В училище большое значение придавалось физическому здоровью учащихся и преподавателей. Была введена утренняя гимнастика перед началом занятий. Вечерами в свободное от занятий время учащиеся занимались в спортивных секциях (волейбол, теннис, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика, шашки, шахматы). Проводилось спортивные первенства между группами. В весенне – летнее время по программе физвоспитания проводились походы на природу, где также проводились спортивные игры. Традиционными стали Дни здоровья с широкой спортивной программой и с выездом на природу в Торангалык, в урочище Бектауата. Эти празднии были незабываемыми, т.к. готовилась не только спортивная, но и культурная и концертная программы. Душой и главным организатором этих прекрасных мероприятий была преподаватель физвоспитания Бестужева Светлана леонидовна. В ее бытность наши учащиеся занимали постоянно призовые места в городских спортивных соревнованиях и кроссах. Светлана Леонидовна подготовила себе неплохую замену в лице Мамырбекова Ермека Тамабаевича.

Спортивные мероприятия

Вплоть до 1990 года наше учебное заведение ежегодно принимало участие в продовольственной программе. До 80 – х годов наши бригады работали на уборке овощей на пригородных участках в поселках Торангалык и Чубартюбек. В 70 – х годах в течение 2-х лет работали в Узбекистане на уборке хлопка. Все 80 – е годы училище стабильно трудилось на прополке весной и на уборке осенью в поселке «Красная поляна» Карагандинской области, внося ощутимый вклад в продовольственную программу области.

К 1990 году контингент учащихся достиг 700 человек. Функционируют 4 отделения – фельдшерское, акушерское, сестринское и санфельдшерское. Работают 41 штатных преподавателя, в их числе 31 врач, 4 средних медработников, 6 педагогов. Училище отметило свое 35 – летие в 1987 году. Многие из них работают более 20 – 10 лет. Это Бестужева С.Л., Исмайлова Э.И., Мусина М.А., Чернова Р.В., Аршинова А.Н., Нурбеков А.Н., Ширкеева Е.Н. и многие другие.

Училище находится в апогее своего расцвета. Конкурс при наборе новые года обучения достигает 3 – 5 человек на место. Наших выпускников с удовольствием принимают больницы области, так как за ними укрепилось мнение, что именно балхашские выпусники – медики без проблем входят в работу, имеют хорошую теоретическую и практическую подготовку. Администрация получает хорошие отзывы с мест их работы. Сами выпускники не теряют связи с родным училищем, приходят и приезжают в гости, оставляют хорошие отзывы о своей альма – матер. Коллектив училища стабильный, сплоченный, готовый на выполнение любых ответственных задач, поставленных правительством.

В 1991 году это был год становления новой государственности были набраны группы учащихся с казахским языком обучения. Первые шаги в преподавании на казахском языке для преподаввателей были сопряжены с огромными трудностями, в языке не было научных терминов, в том числе и по медицине, приходилось осваивать новую научную лексику. Преподаватели засели за перевод преподаваемых предметов, на это приходилось тратить уйму времени и сил. Пионерами в этой работе были преподаватели Амиргалина С.К., Тулеева Г.М., Нурмаганбетова Ж.А., Акимбекова А.Б. и др. За первые три года обучения на казахском языке они накопили богатейший лекционный и методический материал, которым все препоаватели пользуются до настоящего времени. А поначалу это была революция в преподавания.

Училище живет богатой напряженной жизнью. Совершенствуется учебный процесс, на уроках используются новые современные методы обучения, такие как безмашинное и компьютерное тестирование, деловые игры, комплексные уроки (когда по 2 – 3 преподавателя, каждй специалист в своей области, раскрывали одну большую тему), уроки – диспуты, уроки – конференции, большое значение придавалось комплексному планированию учебного процесса, работе с трудными подростками, кружковой работе и другим видам внеурочной работы. Большое место занимало наставничество более опытных преподавателей над молодыми, начинающими преподвателями. И это давалобольшую пользу – преподаватели врачи быстро осваивали педагогику и методику преподавания и становились асами в своем деле.

Большую, можно сказать, революционную роль сыграло создание практического комплекса на одном из этажей здания общежития, где были оборудованы учебные кабинеты, условия которых приблежены к обстановке будущей работы учащихся, т.е. малый больничный комплекс, где учащихся до практических занятий в клинике осваивали практические умения и навыки. Много сил и умения для создания этого комплекса отдала бывшая в то время заведующая практическим обучением Шмидт Н.Б. этот комплекс помог разгрузить больницы, перегруженных большим количеством практикантов – медиков, т.к. в то время в училище обучалось более 700 учащихся. Эти кабинеты и поныне играют свою прогрессивную роль в практической подготовке учащихся, будущих медицинских работников.

Все преподаватели по плану каждые пять лет проходили стажировку в ведущих учебных заведениях страны. Совершенствовали свои знания на базе институтов усовершенствования в городах Ленинград, Новосибирск, Курск, рига, Алма – Ата, караганда и др. Шел активный обмен опытом работы между 30 – ю медицинскими училищами Республики Казахстан. В 1992 году в училище был создан музей истории Балхашского медицинского училища, где на стендах и планшетах была собрана история училища в фотографиях, куда классные руководители приводили учащихся для знакомства с историей своего учебного заведения, что способствовало воспитанию патриотизма и любви к своей профессии.

На базе одной из аудиторий был открыт фитобар. Он был прекрасно оборудован и оформлен художниками и превратился в место отдыха студентов и преподавателей, где можно было за чашейкой чая посидеть, отдохнуть, заодно полечится.

Новое влияние времени требовало и новых подходов к подготовке специалистов для молодого самостоятельного государства. На базе училищ стали появляться колледжи с новым подходом к целям и задачам обучения. Наше училище тоже приняло участие в конкурсе на право преобразования в колледж: были пересмотрены программы и учебные планы в соответствии с задачами времени, введена рейтинговая оценка знаний студентов, впервые в республике были завязаны тесные связи между Балхашским медицинским училищем и Карагандинской Государственной медицинской академией по принципу ВУЗ – Колледж, когда лучшие наши студенты по результатам рейтинга обучались одновременно и в колледже, и в ВУЗе, а по окончании колледжа сразу поступили на 2 курс медвуза, 14 выпускников Балхашского медицинского колледжа обучаются в КГМА. В 1994 году в Балхашском медицинском училище была проведена Государственная аттестация, которая дала высокую оценку деятельности педагогического коллектива в решении задач, возложенных на него Законом Республики Казахстан «Об образовании» в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта среднего медицинского образования. На этом основании Государственная аттестационная комиссия принала статус колледжа и право получить лицензию на образовательную деятельность сроком на 5 лет. Аттестационной комиссией было предложено возложить на наш колледж организацию создания ассоциации средних медработников региона и проведение переподготовки и аттестации средних работников региона. Через курсы повышения квалификации средних медработников, организованные при Балхашском медицинском колледже, только до 1995 года прошло 74 медработников из городов и сельских районов области. 1995 году директор медицинского колледжа Нурбеков А.Н. в течение шести недель проходил стажировку в Израиле по проблеме подготовки средних медицинских кадров. По ее итогам он выступил на коллегии Министерства здравоохранения, а затем перед медработниками города Балхаш. Речь в его выступлении шла о необходимости повышения престижа среднего медработника. В 1997 году Балхашский медицинский колледж отметил свое 45 –летие. За годы существования колледж выпустил более 7 тысяч средних медработников – фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, детских сестер, фармацевтов, санфельдшеров. Выпускники колледжа трудятся в разных уголках Казахстана, СНГ, германии и др. стран. Все они с благодарностьюотзываются о колледже, который подготовил их к жизни, дал любимую профессию. Коллектив колледжа гордится своей стабильностью, хорошим микроклиматом, который помогает трудиться по велению души. В колективе много ветеранов, проработавших 30 – 25 – 20 лет. Это Аршинова А.н., Исмайлова Э.И., Бестужева С.Л., Черонова Р.В., Мусина М.А., Зотова В.М., Бугаева В.И., Белявина Л.Н., Синдеев Н.Д., Москаленко Л.Н., Бейсембаева А.К., Третьякова Т.У., Тулеева Г.М., Нурбеков А.Н., Никифорова А.И., Акимбекова А.Б., Замиралова Ж.Б., Искакова Л.А., Гуреева К.П:, Мамырбеков Е.Т., Колесникова Н.С., Розенберг С.К., Селюкова Т.П. и многие другие. Коллектив во многих начинаниях принимал самое активное участие и всегда был в первых рядах и непременно занимал призовые места в общественной жизни города, в спорте, в художественной самодеятельности, в профессиональных конкурсах. Среди членов коллектива есть отмеченные Правительством и Министерством здравоохранения люди: Мусина М.А. награждена медалью «За трудовое отличие», значком «Отличник здравоохранения» отмечены Нурбеков А.Н., Аршинова А.Н., Искакова Л.О.и другие. В коллективе трудятся 10 преподавателей высшей категории, 13 преподавателей первой категории. В 1998 году директор колледжа Нурбеков А.Н. защитил диссертацию и получил ученую степень «Кандидат медицинских наук».

В трудное рыночное время колледж выстоял, сохранил себя в то время, когда многие учебные заведения как нерентабельные закрывались, не выдержали конкуренции. Время требовало нового подхода к содержанию учебного хозяйства. Нужно было научиться зарабатывать средства на ремонт и содержание учебного здания и общежития, на оплату коммунальных и других услуг. И опять коллектив принимает новые решения, учится зарабатывать средства. С той целью был открыт факультет повышения квалификации средних медработников области, планируется и осуществляется набор и обучение групп с оплатой за обучение, ежегодно стал функционировать в летнее каникулярное время оздоровительной детский лагерь, для детей г. Балхаш «Авиценна», в котором обслуживают больных детей наши преподаватели – педиатры и другие сотрудники колледжа. За период до 2001 года через детский лагерь «авиценна» оздоровлено 85 детей.

В течение нескольких лет осушествляется договор колледжа с городской школой – лицеем № 5 на подготовку учащихся 9 – 10 – 11 классов по 2 – х летней программе за 1 курс колледжа. Учащиеся школы, прошедшие такую подготовку и получившие положительные оценки имеют право поступать в колледж сразу на 2 курс. Такой подход выгоден школе, колледжу и родителям детей, так как решает несколько проблем (профориентация, экономия времени на обучение, облегченная оплата за учебу для родителей). Преподаватели колледжа не замыкаются рамками своего учебного заведения, делятся своим опытом с другими, сами чужой опыт берут на вооружение, внедряют свою работу.

Так, в 1997 году в журнале «Здравоохранение Казахстана» напечатана статья А.Н. Нурбекова, М.А.Мусиной об опыте работы Балхашского медицинского колледжа по компьютеризации учебного процесса. В газете «Медик» (КГМА) напечатаны статьи Нурбекова А.Н., Замираловой Ж.Б., Мусиной М.А. об опыте учебно – методической работы колледжа. В 2000 году в журнале «Мейірім – Милосердие» №1 напечатана статья «Вести с уроков акушерства» Акимбековой А.Б., Третьяковой Т.А. наши преподаватели неоднократно выступали на учебном совете Карагандинской Государственной медицинской академии по проблемам повышения качества подготовки медцинских кадров и были положительно отмечены.

Опыт старших товарищей и коллег подхватывает молодоя смена преподавателей. Очень хорошо справляется со своей работой заместитель директора по учебной работе Замиралова Ж.Б., которая пришла на смену своему учителю (она бывшая студентка нашего учебного заведения) Аршиновой А.Н., которая проработала на этой должности 24 года. Положительно зарекомендоваа нынешней методист колледжа (в прошлом наша студентка) Мухамедиева З.Б. Отлично трудятся молодые преподаватели Болатбекова К.Ж., Плахотин А.Ю., Картова З.К., Байсеитова Р.Т., Токейбекова А.К. и др. Положительный старт в работе старшего поколения не позволяет молодым преподавателям работать равнодушно, без творческого подхода.

В 2001 году директор Балхашского медицинского колледжа Нурбеков А.Н., который возглавлял колледж 19 лет, был переведен в г.Караганда и назначен директором Карагандинского медицинского колледжа. Для коллектива, который был под началом прекрасного организатора и руководителя такой большой срок, расставание было непростым и тягостным. Но коллектив пожелал своему директору на новом месте работать также творчески и с огоньком.

И в этом же 2001 году на смену прежнему директору пришел лучший врач – кардиолог города Балхаш, кандидат медицинских наук Чанчаров Бахтай Калиевич. В 2008 году под его руководством открыто лечебно-консультационное отделение при медицинском колледже для оказания медицинской помощи взрослому населению, что явилось дополнительной практической базой для учащихся колледжа. Благодаря инициативе директора налажена и поддерживается тесная связь с практическим здравоохранением и другими учебными заведениями города, области и республики.

Коллектив колледжа 2004 год За плодотворную работу награждался почетными грамотами колледжа, горздравотдела, Акима города и денежными премиями. В 2010 году было присвоено звание «Почетный работник образования Республики Казахстан». В октябре 2012 года, согласно приказа Председателя Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан, проведена государственная аттестация колледжа. На основании решения аттестационной комиссии по итогам государственной аттестации колледж аттестован сроком на 5 лет по специальностям 0301000 «Лечебное дело», 0302000 «Сестринское дело», 0306000 «Фармация», 0305000 «Лабораторная диагностика».

Новый этап развития колледжа связан с приходом в 2014 году на пост директора Пшенбаева Серика Ромазановича, депутат областного маслихата. Контингент обучающихся на текущий момент составляет 650 человек, что свидетельствует не только о престижности профессий среднего медицинского работника, но и об имидже учебного заведения в Карагандинской области и в близлежащих регионах. В колледж функционируют 18 учебных кабинетов, 1 кабинет информационных технологий, 2 кабинета с интерактивным оборудованием, библиотека, здравпункт, спортивный зал, столовая, 3 учебные комнаты на базе городских лечебных организаций. Практическими базами медицинского колледжа являются Центральная городская многопрофильная больница, поликлиники города. Иногородние учащиеся обеспечиваются общежитием на 117 мест.

В современных условиях среднее медицинское образование рассматривается как один из важнейших источников формирования кадрового потенциала здравоохранения. Коллектив колледжа выступает гарантом профессионального, интеллектуального, культурного и духовно-нравственного развития учащихся.

Возрождены традиции милосердия и благотворительности. В рамках проектной деятельности реализуется социально – благотворительные программы, направленные на социально незащищенных и нуждающихся в специализированном уходе людей. Колледж является инициатором возрождения волонтерского движения в городе Балхаш. Сложилась система студенческого самоуправления, посредством которой студенты развивают лидерские качества, вырабатывают активную жизненную позицию.

Сегодня среди наших выпускников специалисты, определяющие политику государства в области здравоохранения, ученые, победители республиканских конкурсов профессионального мастерства, специалисты, оказывающие высокотехнологическую медицинскую помощь в лечебных организациях нашей республики и за рубежом.

Медицинский колледж – это живой организм, объединяющий в себе не только учебную, но и исследовательскую, воспитательную, культурно-массовую и спортивную работу и всех участников образовательного процесса объединяет одно – стремление к развитию и совершенству, соизмеримому с требованиями времени.

Коллектив Балхашского Медицинского колледжа верит в то, что вместе с новым директором он впишет новые, лучшие страницы в историю своего колледжа, потому что такому стабильному творческому коллективу по плечу самые трудные и ответственные задачи.